Муниципальное бюджетное дошкольное 

образовательное учреждение  

"Детский сад №3" г.Владимира

Понедельник, 28.09.2020, 09:32
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Главная » Статьи » Странички специалистов » Психолога

Кризис трех лет

 Еще вчера ваш малыш был любящим, послушным, ласковым  ребенком. А сегодня он на все ваши предложения отвечает резким отказом, грубит, закатывает истерики, разбрасывает игрушки…

 Не пугайтесь, ребенок развивается нормально, просто у него начался так называемый «кризис 3-летнего возраста». Это название условное, так как этот период может охватывать детей примерно от 2.5 до 3.5 и даже 4 лет.      Он  характеризуется целым рядом поведенческих проявлений, которые получили особое название - "семизвездие кризиса трех лет".  Как же они проявляются в поведении малыша?

 

Упрямство. Это качество не стоит путать с настойчивостью, которая могла проявляться и раньше. Дети нередко сами становятся "заложниками" своего упрямства: они бы и рады уже согласиться со взрослым, но не могут, так как уже сказали свое "веское слово".

Строптивость. Это своеобразное детское недовольство, она направлена против самого образа жизни, тех правил, которые были в жизни ребенка до 3 лет. И ему хочется проявлять себя как личность путем неподчинения, противостояния правилам.

  Негативизм. Ребенок поступает вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Малыш отказывается выполнять просьбы не потому, что ему не хочется, а только потому, что его об этом попросили.

Своеволие.  Проявляется в том, что ребенок хочет делать все САМ и по-своему, даже то, что не умеет.


Протест-бунт. Это ответ на давление со стороны родителей, и их желание все решать за малыша («Не кричи!», «Не ломай!», «Садись за стол!», "Одень тапочки!"). Бурная энергия ребенка должна найти выход в виде деятельности. А если ее сдерживать, то она выливается в виде эмоций (гнева, истерик).

Обесценивание. Теряется привязанность к любимым игрушкам. Родители перестают быть авторитетом. Правила поведения, принятые в семье  перестают существовать. Как одно из проявлений обесценивания, в речи ребенка появляются плохие слова, ругательства, которые он начинает иногда применять даже к любимым ранее вещам.

Деспотизм. В семьях, где воспитывается один ребенок, это напоминает картину "маленький тиран". Например, он может не отпускать мать из дома, протестовать против присутствия отца на кухне, требовать, чтобы бабушка принесла фломастеры из соседней комнаты и т.п. В семьях, где растут несколько детей,  деспотизм чаще проявляется в виде яркой ревности, так как братья и сестры воспринимаются как люди, с которыми приходится делить "власть".

 Что делать родителям, чтобы помочь ребенку
пережить кризис трех лет.

  1. Обращаясь к ребенку, формулируйте просьбы не в виде утверждения («Иди кушать»), а в виде вопроса («Ты кушать будешь?», «Ты кушать будешь сейчас или попозже?», «Ты будешь кушать рисовую кашку или гречневую?» в зависимости от ответа, который вы ожидаете услышать).
  2. Ведите себя с малышом, как с равным. Спрашивайте разрешения взять его игрушку, обязательно говорите «Спасибо». Так вы не только избежите негативизма и упрямства с его стороны, но и подадите малышу хороший пример для подражания.
  3. Направляйте энергию ребенка в мирное русло, то есть предлагайте замену нежелательным поступкам малыша (так делать нельзя, а так можно), используйте игру для сглаживания кризисных моментов.
  4. Уступайте ребенку в «мелочах», максимально расширьте его права, позвольте ему совершать ошибки, не вмешивайтесь в детские дела, если малыш об этом не просит. Но в том, что касается его здоровья и безопасности, а также здоровья и безопасности других людей – будьте непреклонны – НЕТ, безо всяких исключений и всеми членами семьи!
  5. Если малыш стал сопротивляться вашему предложению из чувства негативизма, просто подождите несколько минут. Ему нужно немного времени, чтобы самому принять решение.
  6. Если у ребенка, не смотря на ваши усилия, началась истерика. Спокойно переждите ее, и только потом объясните, как «правильно» себя вести и почему. Но не ждите, что малыш поймет вас так, как вам бы хотелось, даже если вам кажется, что вы все очень подробно разжевали. Скорее всего, придется не раз возвращаться к этому разговору в других подобных ситуациях.

Следует добавить:

  •  Любому человеку (а ребенку и подавно) очень тяжело долго находиться в нервном напряжении, и если не наступает разрядка в виде эмоции или деятельности, то возникает стресс и, как следствие, снижение иммунитета.

  • Ребенок, деятельность которого постоянно сдерживают родители, считая его поведение неправильным, будет искать другие пути освобождения от накопившегося напряжения. Например, в виде агрессии или онанизма.
  • Рано или поздно ребенок возьмет свое (природу невозможно обмануть). Все, что он недополучил в положенное время, он будет стремиться восполнить в более позднем возрасте. В ваших силах вовремя почувствовать потребности ребенка и не растягивать этот процесс на годы.

  • Чем больше у ребенка будет опыт самостоятельных поступков и принятия решений, чем больше успехов и (увы) ошибок он совершит, тем быстрее пройдет кризис, тем быстрее он научится ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ с людьми.
  • От того, как вы будете вести себя с ребенком во время этого кризиса, зависит, сохранит ли он активность, упорство в достижении цели, будет ли продолжать стремиться к самостоятельности. Или сломается и станет безропотно послушным, безвольным, зависимым человеком с заниженной самооценкой.

Папы и мамы, бабушки и дедушки!  Чтобы один из перечисленных признаков не стал чертой характера не боритесь с ребенком, проявляйте гибкость, мягкость,  переключайте его внимание.

 Желаю Вам удачи!

Категория: Психолога | Добавил: Irinagreen (09.04.2012)
Просмотров: 722
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]