Муниципальное бюджетное дошкольное 

образовательное учреждение  

"Детский сад №3" г.Владимира

Вторник, 07.07.2020, 16:34
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Главная » Статьи » Странички специалистов » Психолога

Логика — оружие будущего школьника
Логика — оружие будущего школьника

В предыдущей статье Вы познакомились с системой упражнений на развитие логического мышления будущих первоклассников.
Мы представили так называемые «невербальные (или несловесные) задачи». Они предъявляются детям в виде картинок. От ребенка требуется продолжить цепочку значков, дорисовать один или несколько элементов в группе.
Невербальные задачи могут быть очень сложными. Варианты таких задач, например, предлагаются в книгах Александра Савенкова по развитию одаренных детей.
Кроме невербальных задач, существуют еще вербальные (словесные) логические задачи. Способность ребенка к решению вербальных логических задач во многом зависит от уровня развитости его речи. Стартовый уровень освоения логических цепочек во многом опирается на упражнения и игры, которые используются с целью речевого развития детей.
Предлагаем Вам поиграть с детьми в игры на дополнение словесного ряда.

Первый уровень сложности задач на дополнение словесного ряда

К этому уровню относятся задачи на составление пар слов и простых словесных цепочек.
Задачи на подбор слов с противоположным значением

Взрослый называет слово, а ребенок должен подобрать к нему противоположное по значению.

Упражнение можно использовать и для развития умения объединять слова в группы по принадлежности к частям речи. Это умение является опережающим, и дети могут даже не догадываться, что тренируются в некотором навыке, который пригодится им на уроках русского языка. Но, «диктуя», взрослый может объединять слова в группы особым образом — ориентируясь на вопросы, которые можно к этим словам задать, — и дети исподволь будут учиться находить в форме слов общие признаки.

Слова, обозначающие людей, предметы, явления (имена существительные)

Вопросы: Кто? Что?

мама — папа
день — ночь
утро — вечер
зима — лето
солнце — луна
дождь — солнце
мальчик — девочка
мужчина — женщина
брат — сестра
жара — холод
огонь — вода
ложь — правда
зло — добро
уродство — красота
болезнь — здоровье
земля — небо
враг — друг

Слова — признаки предметов и явлений (имена прилагательные)

Вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

злой — добрый
плохой — хороший
высокий — низкий
далекий — близкий
толстый — тонкий
широкий — узкий
короткий — длинный
грустный — веселый
холодный — теплый
горький — сладкий
кислый — соленый
летний — зимний
ночной — дневной
несчастный — счастливый
сухой — влажный
небесный — земной
твердый — мягкий
слабый — сильный
шершавый — гладкий
бойкий — робкий
пологий — крутой
тупой — острый

Словапризнаки можно задавать, ориентируясь на вопрос какой? (горький — сладкий), а можно — ориентируясь на вопросы какая?, какое?, какие? (горькая — сладкая, горькое — сладкое, горькие — сладкие). Тогда ребенок, подбирая пару, вынужден будет учитывать еще и эту особенность слова.

Словадействия и слова-состояния (глаголы)

Вопросы: Что делать? Что сделать?


смеяться — плакать
засмеяться — заплакать
ненавидеть — любить
молчать — кричать
падать — вставать
упасть — встать
взлетать — приземляться
взлететь — приземлиться
увядать — распускаться
намочить — высушить
мокнуть — сохнуть
сушить — мочить

Слова — признаки действия (наречия)

Вопрос: Как?

горячо — холодно
тяжело — легко
высоко — низко
глубоко — мелко
широко — узко
далеко — близко
умно — глупо
уродливо — красиво
шершаво — гладко

Есть пары слов, каждое из которых хорошо известно ребенку и присутствует в его речи. Но бывает, что одно из слов уже «обжилось» в активном словаре малыша, а другое — нет. Это надо учитывать, предлагая детям словесную пару. Например, слова «красивый», «красиво» ребенку хорошо знакомы. А вот словом «уродливый» он не пользуется. Поэтому задавать надо именно слово «уродливый». Точно так же надо выстраивать пары «покатый — крутой», «шершавый — гладкий».

Самой трудной группой для подбора слов является группа глаголов. Во-первых, наиболее удобный способ подобрать к глаголу пару с противоположным значением — это употребить то же самое слово с частицей «не». И эта пара будет не только самой легкой, но и самой точной с точки зрения поставленной задачи. Но задача игры — не просто подобрать словесную пару с противоположным значением, но и работать над расширением словарного запаса детей. Поэтому можно сразу оговорить условие: слова с частицей «не» не использовать.

Глаголов, позволяющих детям справиться с подбором противоположных пар, можно придумать гораздо меньше. Но время от времени предлагать детям такие упражнения обязательно нужно. Не беда, если взрослый сначала будет подсказывать детям нужные слова.

Заданное слово можно сопровождать вопросом. Это еще более повысит «обучающую» ценность упражнения. Диалог между взрослым и ребенком в этом случае будет выглядеть так.

Слова, обозначающие людей, предметы, явления (имена существительные)

Ведущий: Кто? Мама!
Ребенок: Кто? Папа!
Ведущий: Что? День!
Ребенок: Что? Ночь!
И т.д.

Слова — признаки предметов и явлений (имена прилагательные)

Взрослый: Какой? Злой!
Ребенок: Какой? Добрый!
Взрослый: Какой? Плохой!
Ребенок: Какой? Хороший!
И т.д.

Словадействия и слова-состояния (глаголы)

Взрослый: Что делать? Смеяться!
Ребенок: Что делать? Плакать!
Взрослый: Что сделать? Засмеяться!
Ребенок: Что сделать? Заплакать!

Когда дети освоят принцип подбора слов, можно придать упражнению характер игры.
Категория: Психолога | Добавил: Eseniya (26.03.2016)
Просмотров: 540
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]