Муниципальное бюджетное дошкольное 

образовательное учреждение  

г. Владимира "Детский сад №3"

Четверг, 18.07.2024, 01:13
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Главная » Статьи » Странички специалистов » Психолога

Особенности общения с детьми разного темперамента

Все дети уже с рождения отличаются друг от друга по темпераменту. Иногда родители,  не зная этих особенностей, беспокоятся, нет ли в поведении ребёнка каких либо нарушений. Темперамент характеризует только врожденные особенности характера: эмоциональность, чувствительность, активность, энергичность. От него не зависят увлечения, взгляды, воспитанность и социальная ориентация человека. Тип темперамента определяет манеру поведения и образ действий ребенка, а затем и взрослого человека в окружающей среде. Темперамент включает индивидуальные особенности человека, которые характеризуют динамическую и эмоциональную сторону его поведения. Свойства темперамента являются врожденными и начинают проявляться уже с первых месяцев жизни малыша и почти не меняются в последующие возрастные периоды.

  Вероломные вторжения в индивидуальность малыша может способствовать развитию таких личностных черт, как капризность, нервозность, упрямство, агрессивность, тревожность и др. Поэтому малыша стоит принимать таким, какой он есть, учитывая его тип темперамента. Знание поведенческих проявлений различных типов темперамента помогут вам  избежать многих ошибок в воспитании ребенка.

 Традиционно выделяют четыре типа темперамента.

 Дети-холерики


Дети-холерики активны, подвижны и общительны. Как правило, они часто, но далеко не всегда, оптимистично настроены, любят говорить, быстро вступают в контакты с другими детьми и взрослыми. После общения с незнакомыми людьми или посещения массовых мероприятий: театра, музея, зоопарка могут быть возбуждены.  У детей холериков быстрая смена настроения: их радость может мгновенно перейти в беспокойство и раздражительностью,  а печальное состояние  вдруг обращается в невиданную активность.
Нередко они бывают несдержанными и агрессивными, особенно, если родители их не понимают. 

С холериками следует играть в быстрые подвижные игры. Им рекомендуется заниматься прыжками на батуте, ритмическими танцами. Таких детей нельзя стыдить в присутствии посторонних за их несдержанность и непослушание. Полезны выезды на природу, походы. В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша ребёнка и показать, что часто прежде, чем что-то сделать, неплохо бы и подумать.

Читать и рассказывать ребёнку-холерику лучше книги, где воля и спокойствие творят чудеса. Помните, что ругать и наказывать ребёнка-холерика не стоит. Лучше провести беседу после того, как он успокоится, может быть, даже через день, объясняя последствия его поступка, ни в коем случае не стыдить его при других! Ребёнок и сам бы хотел научиться держать себя в руках, поймите его и помогите. На что самим взрослым потребуется немало терпения и такта.

 Дети-сангвиники


Дети-сангвиники очень общительны и разговорчивы. Они могут долго говорить без умолку, задавать множество вопросов и тут же комментировать их - это не просто детский лепет, это мысли в слух, в высказывании которых нуждается сангвиник. После общения с другими людьми сангвиники обычно активны и деятельны. В целом, эти дети отзывчивы, открыты, жизнерадостны и непринужденны. Но, как отмечают многие родители, такого ребенка трудно чем-то надолго увлечь,
заинтересовать, а еще труднее оставить одного без внимания взрослых. Он не любит находиться один. Чаще всего он там, где много народу. 

С ребенком - сангвиником взрослым стоит играть в веселые подвижные игры, можно совместно сочинять, фантазировать. Они  устают от однообразных занятий, легко и быстро переключаются с одного дело на другое, поэтому в арсенале взрослого всегда должен быть набор разноплановых и при этом интересных игр.

 Дети-флегматики


Дети-флегматики отличаются вдумчивостью, осмотрительностью, осторожностью. Как правило, они неторопливы, сдержаны, им в меньшей степени свойственны резкие перепады настроения. Они не склонны устраивать капризы по пустякам и в большей степени, чем другие дети, умеют  контролировать свое поведение.
Аккуратно складывает свою одежду, игрушки, во всём любит порядок: пьёт только из своей чашки, ест своей ложкой, в садике играет своей игрушкой. Если что-то не так, он добивается своего с холерической энергией.      

Дети- флегматики разговаривают медленно, с паузами, терпеть не могут игры, где нужно проявлять сноровку, быстроту, смекалку. Обычно такие дети знают много стихов и песен, не любят новое, а с радостью вспоминают уже знакомое. Им трудно самостоятельно принимать какие-либо решения, поэтому, иногда, создается впечатление, что они безразличны ко всему, что происходит вокруг.

 Для других детей они скучны и ленивы, их не приглашают в активные игры, но любят с ними играть в традиционные ролевые игры (больница, дочки-матери).  Эти дети долго запоминают новую информацию и правила, но надолго. Они редко ошибаются. Родителей беспокоит тусклость эмоционального мира ребёнка-флегматика, некоторое безразличие и неспособность сопереживать, пассивность.

Флегматики могут долго заниматься одним и тем же делом: рассматривать картинки в книжке, лепить, рисовать, строить из конструктора. Эти дети предпочитают спокойные игры. Для более гармоничного развития ребенка-флегматика родителям следует учить его сочинять и фантазировать, рекомендуются занятия музыкой, вышиванием, лепкой, рисованием. Закаляйте, поторапливайте его во время еды. В игре не предоставляйте ребёнка самому себе, тормошите, заинтересовывайте его.

 Дети-меланхолики


Дети - меланхолики так же, как и флегматики, не отличаются особой общительностью. Они не любят шумных компаний, с осторожностью относятся к новым знакомствам, а после общения с незнакомыми людьми часто чувствуют себя утомленными. Эти дети ведут себя тихо и почти незаметны в группе своих сверстников.  Они тонко чувствуют настроение окружающих и беспокоятся по самым незначительным поводам.
Ничего не стоит расстроить ребенка-меланхолика, но и обрадовать его также совсем несложно. Это милые, обаятельные, легкоранимые малыши. 

Меланхолики предпочитают спокойные виды деятельности. Они любят животных, особенно тех, которых можно погладить и приласкать. Если Ваш ребенок - меланхолик, следует помнить, что грубое обращение с такими детьми просто неприемлемо.   В совместных занятиях с ребёнком лучше использовать рисование, лепку, конструирование, мягкие, не соревновательные игры.

Каждый из них требует определенного подхода в воспитании, а в дальнейшем и в обучении.

Следует отметить, что чистые типы темперамента встречаются, не так часто, чаще – смешанные.

 НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:

  • Темперамент ребенка необходимо учитывать не только при подборе игр, но и в повседневном общении. Так флегматикам и меланхоликам необходимо чуть больше пространства, чем холерикам и сангвиникам. Холерики и сангвиники могут спокойно переносить повышенный шум, а флегматики и меланхолики быстро утомляются от него.
  • Общаясь с маленьким ребенком, следует соотносить темп своих движений с типом темперамента малыша. Одевая меланхолика или флегматика на прогулку, взрослым лучше не делать быстрых и резких движений – это может не понравиться малышу и даже спровоцировать его на капризы. Сангвиники и холерики устанут долго ждать, пока неторопливый взрослый поправит ему шарфик и шапочку и т.д. В этом случае, холерик может проявить агрессию, а сангвиник – потерять всякий интерес к прогулке.
  • Темп и интонации речи взрослого также должны строиться в соответствии с типом темперамента, особенно в критические моменты, когда ребенок упрямится или проявляет недовольство без видимой причины. Темп и интонации – это сильные инструменты педагогического воздействия.
  • Многие конфликты и непонимание поступков ребенка связаны с несовпадением типа темперамента малыша и взрослого, например: маму холерика будет раздражать медлительность ребенка-флегматика.

 

    Темперамент - это, прежде всего то, что дано природой. В каждом типе много положительного, у каждого ребёнка есть свой запас свойств и качеств, которые помогают ему сохранить свою индивидуальность и неповторимость. Помните! Данные определения  лишь схематично и приближённо могут помочь определить тип темперамента.  Чаще встречаются смешанные типы. Поэтому старайтесь понимать своего ребёнка, оценивайте его не по состоянию на данный момент, а с рождения.

Категория: Психолога | Добавил: Irinagreen (10.04.2012)
Просмотров: 7256
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]