Муниципальное бюджетное дошкольное 

образовательное учреждение  

г. Владимира "Детский сад №3"

Четверг, 18.07.2024, 01:35
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Главная » Статьи » Странички специалистов » Психолога

Природа чувств

Многое в наших взаимоотношениях, поступках, поведении начинается с чувств.  В сердцах сказали то, что не хотели говорить, из-за переживаний не смогли сосредоточиться, а вечером уснуть. Иногда случайно  на улице или в транспорте мы слышим фразы:   «не плач ты же мужчина»,  «не смейся громко – это не прилично», или слышим от своих близких и знакомых нам людей –  «держи себя в руках», «и чтобы сегодня — без эмоций», — под этот хор выросли многие из нас. Мы и держим себя в руках, и не разнюниваемся, и сегодня, а также завтра, вчера и всегда — без эмоций. Сдерживаемые всю жизнь эмоции, как вода, всегда найдут дырочку и просочатся наружу.  Уже во время маминой беременности будущий человечек способен отличить материнскую тревогу от покоя, гнев от радости. Мамина реакция на изменения в обстановке — первый урок чувствования для малыша. Чем гармоничнее мама будете воспринимать окружающий мир, тем удачнее этот урок пройдет. Появившись на свет, новорожденный еще долго как бы „подключен” к маминой эмоциональной жизни. Все, что она ему сообщит о своих состояниях, он буквально впитает с ее молоком. Это не значит, что мама обязана всегда пребывать в приподнятом состоянии духа. Важно только, чтобы ее эмоции соответствовали состоянию. Если грустно, грустите, но имейте в виду: эта печаль не навсегда.

      В самом нежном возрасте малыши лучше всего воспринимают информацию через телесный контакт. Идеальный способ выразить свою любовь к ребенку — ласковые прикосновения и объятия: ребенок, которого искренне любили в младенчестве и не боялись испортить слишком частыми объятиями, имеет необходимый для жизни запас положительных эмоций.

     

     А вот дошколенку одних объятий маловато. В последнее время многие дошколята  прекрасно читают, считают и играют в шахматы, но не умеют отличить веселую маску от гневной; затрудняются  назвать чувство, которое охватывает их, если кто-то отбирает любимую игрушку.

    Но так ли уж обязательны эмоции в нашем мире? Отрезанный от своих эмоций, человек часто делает в жизни совсем не то, чего хочет. Ведь нет другого способа узнать о своих желаниях, кроме как почувствовать их.

 Уважайте детские чувства

На прогулке шестилетний мальчишка говорит: „Мне жарко, я хочу снять куртку”. Ему действительно жарко: он играет в догонялки. Но бабушке не понять, она ведь сидит на скамейке. „Тебе не жарко, сегодня очень холодный день”, — отвечает бабушка. Другая история. Пятилетняя девочка не может заснуть, и говорит маме: „Мне страшно”. „Глупости, ты уже большая — отвечает мама, — закрывай глазки и спи”. Такими высказываниями, не подозревая, мы  подрываем доверие ребенка к сигналам своего тела, его веру в истинность собственных чувств.

Уважайте ощущения и чувства ребенка. Не подменяйте их своими чувствами и ощущениями. Если ребенок говорит, что ему страшно или жарко, значит для него это так, что бы мы ни думали по этому поводу.

 Право на грусть и отчаяние


Многие родители считают: от детей надо прятать свое дурное настроение, грусть и печаль. Но дети безошибочно считывают наши настроения. Если ребенок спрашивает: „Мама, тебе грустно?” или „Папа, ты сердишься?”, отвечайте честно: „Да, мне сегодня грустно”, „Я действительно сердит”.  Хорошо бы в доступной форме объяснить причины своего дурного расположения духа.

Увильнув от правдивого ответа, мы приучаем ребенка „не верить своим глазам”.  Отказав ему в возможности читать по лицу, мы лишаем его важного инструмента общения.

Потом ему трудно будет разбираться в эмоциональном состоянии других. А ведь это полезное умение.    

Но не надо впадать и в другую крайность. Не злоупотребляйте детской жалостью и сочувствием. „Пожалей мамочку, скушай еще ложечку, а то мама заплачет”, — таким способом мы быстро приучаем ребенка лицемерить и манипулировать, а вовсе не сочувствовать и сострадать.

Одна мама старалась так оградить своего сынишку от отрицательных эмоций, что даже события в книжках, которые они вместе читали, редактировала на ходу таким образом, чтобы мальчик, не дай бог, не расстроился. За помощью к детскому психологу она обратилась, когда поняла, что сын слишком податлив в общении со сверстниками. Даже играя, он не мог настоять на своем, а пустяковый конфликт из-за совочка превращался для него в целую трагедию. На самом деле ребенку для полноценного развития нужны не только радостные, но и горькие чувства.

 Кстати, о конфликтах 

Вот прекрасный повод поупражняться в умении выражать свои чувства и отражать эмоции другого. „Я вижу, что ты сердишься”, „Я чувствую досаду”, „Мне хочется плакать” или даже „Я так зол, что готов рвать и метать”, — не бойтесь говорить эти слова своему дошколенку. Главный фокус этих фраз в том, что они начинаются со слова „Я”. Психологи так их и называют — „ сообщения”. Выражая чувства таким образом, вы не навязываете их другому, даже если говорите о нем. Вы только сообщаете о том, что видите.

Каждому ребенку свойственно понимать любовь родителей по – своему. Она самый надежный фундамент.


 
Категория: Психолога | Добавил: Irinagreen (15.04.2012)
Просмотров: 1052
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]