Муниципальное бюджетное дошкольное 

образовательное учреждение  

г. Владимира "Детский сад №3"

Среда, 17.07.2024, 23:18
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Главная » Статьи » Логопед » Консультации

Игры по развитию коммуникативных навыков (старш.дошк.возр.)

ИСПРАВЬ ОШИБКУ НЕЗНАЙКИ

Цель: упражняться в подборе слов по смыслу, исправлении ре­чевых ошибок, умении контролировать чужую речь.

Незнайка произносит высказывания, в которых содержатся лексические или грамматические ошибки. Ребенок должен за­метить и исправить ошибку. Например:

—Я весь босой.

—Я укладил (уложил) мишку спать.

—Я заключаю (закрываю) дверь.

—Это я проснул (разбудил) Буратино.

—Ребята, идите шепотом (медленно).

 

КОЛЕЧКО

Цель: учить понимать невербальные сигналы, развивать внимание.

Материал: колечко.

Дети сидят, сложив руки лодочкой, у водящего в руках колечко. Он подходит к каждому и как будто вкладывает колечко в руки. При этом он неторопливо рассказывает любой стишок. Когда водящий всех детей обойдет, он должен сказать: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот, у кого колечко, должен быстро встать и отбежать от своего места. Все дети внимательно следят за действиями водящего и после его конечных слов должны удержать обладателя колечка. Если ребенку с колечком удается выбежать, он становится водящим.

 

ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРКАЛО

Дети стоят в кругу или сидят на стульчиках. Водящий подходит к одному из ребят и говорит:

Ну-ка, зеркальце, смотри!

Все нам верно повтори!

Встану я перед тобой,

Повторяй-ка все за мной!

Водящий произносит любую фразу, сопровождая ее какими-либо движениями. Тот, к кому он обратился, должен точно повторить и фразу, и движение. Если ребенок допустил ошибку, он выбывает из игры. Новым водящим становится тот, кто все выполнит без ошибок. Педагог следит за правильностью дыхательных пауз и фразовой речи детей.



БАБУШКА МАЛАНЬЯ

(Русская народная игра)

Цель: выполнять движения на слова песни

Все образуют хоровод, ведущий встает в середину, играющие поют:

У Маланьи у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей,

Все без бровей,

С такими ушами,

С такими глазами,

С такой головой,

С такой бородой.

Пение сопровождается выразительными движениями: играю­щие показывают, какие были уши (разводят руки в стороны), какие глаза (приставляют к лицу большой и указательный пальцы, согнутые в колечко), какая голова (смыкают руки над головой, образуя полукруг), какая борода (движения рук от под­бородка вниз с наклоном туловища).

Ничего не ели,

На нее глядели,

Делали вот так.

Дети присаживаются на корточки, руки согнуты и подпирают подбородок. Ведущий в кругу показывает какое-нибудь движе­ние, а все ему подражают. Затем в центр круга становится кто-нибудь другой, и игра повторяется.

 

ГДЕ МЫ БЫЛИ, МЫ НЕ СКАЖЕМ

Цель: активизировать глагольную лексику, соотносить слово с дей­ствием, которое оно обозначает.

Водящий отходит в сторону, а дети договариваются, какую деятельность они будут изображать. На вопросы водящего «Где вы были? Что вы делали?» дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» и показывают различные дви­жения (стирка белья, рисование и др.). Водящий должен по дви­жениям правильно назвать действие, употребляя форму глагола второго лица множественного числа. Например: «Вы пилите дро­ва». При правильном ответе дети убегают, а водящий их дого­няет. Пойманный становится водящим.

(Эта игра доступна не всем детям младшего дошкольного возраста. Она более популярна у старших дошкольников.)

 

КТО БОЛЬШЕ ДЕЙСТВИЙ НАЗОВЕТ

Цель: подбирать глаголы, обозначающие действия.

Детям задают вопросы, требующие использования при отве­те глаголов. Например: что можно делать с цветами? — рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать; что делает двор­ник? — подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком; что можно делать с мячом? — играть, бросать, ловить. За каждый правильный ответ выдается цветная ленточка. В конце игры подводят итог: побеждает тот, кто на­берет ленточки всех расцветок.

 

КТО БОЛЬШЕ ДЕЙСТВИЙ НАЗОВЕТ

Цель: подбирать глаголы, обозначающие действия.

Детям задают вопросы, требующие использования при отве­те глаголов. Например: что можно делать с цветами? — рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать; что делает двор­ник? — подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком; что можно делать с мячом? — играть, бросать, ловить. За каждый правильный ответ выдается цветная ленточка. В конце игры подводят итог: побеждает тот, кто на­берет ленточки всех расцветок.

 

КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?

Цель: выделять на слух слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Взрослый спрашивает, какие пословицы знают дети.

Предлагает послушать пословицы, которые он знает, и найти в них слова с противоположным значением («Сейчас мы посмотрим, кто из вас внимательный и быстро найдет противоположные по смыслу слова»).

Примерный набор пословиц:

Готовь сани летом, а телегу зимой. Труд кормит, а лень портит. Глазами плачет, а сердцем смеется. Слушай больше, говори меньше. Умел начать, умей окончить. Родная сторона—мать, а чужая — мачеха. Незнайка лежит, а знайка далеко бежит. Хлеб — батюшка, вода — матушка.

 

НАЙДИ ДРУГОЕ СЛОВО

Цель: точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и анто­нимы.

Взрослый рассказывает:

— Папа стал делать детям качели. Миша принес ему ве­ревку. Папа сказал: «Нет, эта веревка не годится, она оборвет­ся». Папа взял другую веревку: «А вот эта ни за что не обор­вется». Какую веревку взял папа? Как можно про нее сказать?

— Послушайте два предложения: Вова рос крепким мальчи­ком; Он почувствовал под ногами крепкий лед.

  Что означает слово крепкий? Как можно сказать эти пред­ложения по-другому?

  Придумайте сами предложение со словом крепкий. Аналогичные задания даются на следующие предложения:

Мальчик дрожит от холода; Зайчишка дрожит от страха.

Дети встают в круг. Взрослый кидает ребенку мяч и назы­вает слово. Ребенок должен вернуть ему мяч, сказав слово, противоположное по смыслу. Сначала называются прилагатель­ные, затем — глаголы.

Слова: длинный, глубокий, мягкий, легкий, свежий, тонкий, густой, сильный, говорить, смешить, разрешить, падать, смеяться, зажечь, помогать.

 

КИОСК ОТКРЫТОК

Цель: соотносить наименования действий с названиями спор­тивных специальностей.

Материал: открытки с изображениями спортсменов (хоккеисты, фут­болисты, бегуны, прыгуны, пловцы, борцы, лучники, наездники и др.), игрушечный медвежонок.

Взрослый говорит: «У медвежонка сегодня день рождения. Вы можете поздравить его и сделать ему подарки. Медвежонок собирает открытки. Вот у нас киоск открыток. Вы можете купить любую открытку. Надо только правильно назвать, кто на ней изображен и что он делает.

Кто хочет поздравить мишку? Иди сюда, Света. Какую от­крытку ты выбрала? Кто на ней изображен? Что он делает? Пожалуйста, вот твоя покупка. Поздравляй медвежонка».

После того как все открытки будут куплены и подарены медвежонку, взрослый вместе с медвежонком загадывает детям загадки, изображая движения, характерные для представителей того или иного вида спорта. Дети отгадывают: «Бегун... пло­вец...» и т. д.

В процессе игры возникает словотворчество. Взрослый при необходимости подсказывает начало слова или все слово.

 

ГДЕ Я БЫЛ?

Цель: образовывать формы винительного падежа множествен­ного числа одушевленных существительных.

Предлагаем детям отга­дать, где мы были. Говорим, что видели медуз, морских коньков, акул.

Спрашиваем:

— Где я была? (На мо­ре.)

Предлагаем:

— А теперь вы загадайте мне   загадки.   Расскажите, кого вы видели. Только надо называть тех, кого вы видели много, например, много вол­ков или много бабочек. Глав­ное в этой игре — не отгады­вание, а загадывание.

 

 УГАДАЙ ИГРУШКУ

Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки.

Предлагаем вниманию детей 3—4 игрушки. Дети называют их. Затем сообщаем, что сейчас будем рассказывать об игрушке, не называя ее. Дети должны прослушать описание и сказать, что это за игрушка.

Вначале следует указывать на 1—2 признака, постепенно их число увеличивают до трех-четырех.

 

ДА И НЕТ

Цель: развивать связную речь.

Ведущий загадывает предмет (можно использовать предметные картинки). Дети должны отгадать, что задумано, при этом разрешается задавать ведущему только такие вопросы, на которые он сможет ответить "Да", "Нет".

 

КТО ИНТЕРЕСНЕЕ ПРИДУМАЕТ

Цель: учить детей составлять предложения по заданному глаголу.

Оборудование. Флажки, значки.

Описание игры. Педагог произносит одно слово (глагол), например, «учится». Дети придумывают с этим словом предложения, например: «Мой брат учится», «Ваня учится отлично», «Катя учится в школе». У кого самое интересное предложение, тот получает фишку, значок. Выигрывает тот, у кого больше фишек, значков.

Примечание. За основу предложения можно взять не только глагол. Педагог может назвать любую часть речи (прила­гательное, наречие и т.д.) в зависимости от цели занятия.

 

КТО СУМЕЕТ ПОХВАЛИТЬ

Цель: подбирать определения к существительным, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Взрослый объясняет условия игры: «Буратино принес нам много разных картинок. Я вам буду их показывать, а вы — хва­лить то, что нарисовано. Например, я покажу картинку, на кото­рой нарисовано яблоко. Можно так похвалить яблоко: яблоко вкусное или: яблоко румяное. А хлеб как можно похвалить? (Хлеб мягкий.) Правильно, а тому, кто похвалит лучше всех, Буратино подарит картинку».

Лексический материал: собака, молоко, пальто, мама, дом, конфета, чай, лиса, заяц, мальчик и др.

Примерные ответы: собака умная, молоко вкусное, пальто красивое, мама добрая, дом высокий, конфета сладкая, чай горячий, лиса рыжая, заяц серенький, мальчик трудолюбивый и т. п.

 

НА ВЫСТАВКЕ

Цель: давать описание картины, используя образные слова и вы­ражения.

Взрослый размещает на мольберте или в групповой комнате детские рисунки (желательно тематически подобранные) и орга­низует выставку. Назначает экскурсовода, который проводит экскурсию по выставке. Экскурсовод должен красиво описать картины, дать им названия. Если ребенок в чем-то затрудняется, дети ему помогают. Воспитатель регулирует частоту смены экс­курсоводов. В конце игры выбирается лучший экскурсовод.

 

ФОТОГРАФИЯ ОЖИЛА

Цель: развивать воображение, умение использовать в описании точные по смыслу слова и образные выражения.

Предлагаем малышу живописную фотографию природы. Пусть малыш дотронется до нее своей волшебной палочкой и «оживит»: какие звуки там скрыты (шелест травы, плеск бегу­щего ручейка, голоса детей, гудок парохода и т. д.); запахи (за­пах зелени, цветов, воды, запах свежеиспеченного хлеба, запах тины и т. д.); пусть малыш представит, что он прикасается к предметам, к животным, если они есть на фотографии, и рас­скажет нам, что он чувствует, прикасаясь к ним: прохладу (кам­ня, воды и т. д.), тепло (песка, воды), шершавость (коры, кир­пича) и т. д.

Не забудьте после игры выйти из фотографии и «закрыть» ее волшебной палочкой...

 

НАРИСУЕМ КАРТИНУ СЛОВАМИ

Цель: развивать воображение, умение использовать в описании точные по смыслу слова и образные выражения.

Взрослый обращается к детям: «Хотите стать необыкновен­ными художниками, которые рисуют не красками и карандашами, а словами? Тогда приготовьтесь рисовать. Я прочту вам нежное стихотворение о зиме, а вы закройте глаза и попробуйте представить, о чем я буду читать. Потом расскажите, какая картина у вас получилась. Но рассказывать надо так, чтобы все смогли мысленно увидеть вашу картину».

Затем дети могут нарисовать красками иллюстрацию к своим рассказам.

 

НЕОБЫЧНАЯ ИСТОРИЯ

Цель: развитие связной речи.

У играющих по одной предметной картинке. Каждый должен придумать предложение по своей картинке, так чтобы оно было продолжением предыдущего.

 

ПРИДУМАЙ СКАЗКУ

Цель: самостоятельно  подбирать  выразительные  средства  для составления сказки или рассказа на заданную тему.

Сочинить сказку «Что снится деревьям зимой» можно пред­ложить детям после того, как они рассмотрят картинку с зимним пейзажем, услышат стихотворение или рассказ о первом месяце зимы.

Сочиненные детьми сказки можно оформить в маленькие кни­жечки, в которых дети могут самостоятельно или с помощью родителей нарисовать иллюстрации.

 

Я НАЧНУ, А ВЫ ПРОДОЛЖИТЕ

(По рассказу Н. Носова «На горке»)

Подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения.

Взрослый составляет незаконченные предложения. Ребенок должен закончить предложение, использовав образные обороты речи.

Был ясный морозный день, снег на солнце ... (сверкал, искрился, переливался, блестел).

Миша сел на санки и помчался с горы ... (пулей, вихрем, стрелой, так что дух захватывало, молнией).

Санки перевернулись, и мальчик ... (шлепнулся, плюхнулся, полетел кубарем, полетел вверх тормашками, бухнулся в снег).

Коле очень захотелось, чтобы горка получилась. Он трудил­ся ... (не покладая рук, без устали, в поте лица).

 

СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ

Цель: осваивать переносное значение слов и словосочетаний, подбирать к ним близкие по смыслу слова.

Взрослый говорит устойчивое словосочетание. Выясняет, как ребенок понимает его смысл. Предлагает передать этот смысл другими словами. Например:

— Что значит «растет не по дням, а по часам»? Как сказать по-другому? Подберите слова, близкие по смыслу этому выраже­нию. Подберите слова, противоположные по смыслу этому выра­жению.

Можно использовать такие фразеологизмы: как снег на голо­ву; ахнуть не успел; летит как угорелый; зарубить на носу; на­дуть губы.

 

ОШИБКА

Цель: знакомиться с образными выражениями, находить смысло­вые неточности, ошибки.

Детям говорят, что Незнайка, который теперь ходит в Школу веселых человечков, написал им в письме, что научился состав­лять предложения. Читают предложения, которые придумал Не­знайка, задают вопросы:

—«Маша целыми днями не покладая рук лежала в посте­ли». Почему вы смеетесь? Незнайка ошибся? Как же нужно было сказать?

— «Когда Оля увидела, какой подарок ей принесли, она от радости даже губы надула». Где ошибка? Как сказать пра­вильно?

— «Ах, лев, вы такой смелый! У вас такая заячья душа!» Как нужно сказать?

— «Старичок с палочкой помчался по дорожке, а Саша по­брел в песочницу». Все ли здесь правильно? Как нужно ска­зать?

 

ИГРАЕМ СО СКАЗКОЙ

Цель: развивать творческие способности (умение придумывать несколько вариантов окончания сказки, использовать разнооб­разные языковые средства).

Для этой игры можно использовать сказки Джанни Родари из цикла «Сказки, у которых 3 конца»: «Волшебный барабан», «Большая морковка», «Дудочник и автомобиль», «Хитрый Буратино».

Познакомив детей со сказкой, взрослый обращает их внима­ние на то, что сказка не окончена, но писатель придумал три разных финала, для того чтобы дети смогли поиграть с этой сказкой. Предлагает послушать три варианта концовки и вы­брать тот, который больше понравится, или придумать свою кон­цовку и нарисовать к ней рисунки. Можно предложить детям придумать веселую, печальную или поучительную концовку.

Завершить игру можно выставкой рисунков и детским рас­сказыванием.

Категория: Консультации | Добавил: Irinagreen (10.04.2012)
Просмотров: 2873
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]