Главная » Статьи » Логопед » Консультации |
ИСПРАВЬ ОШИБКУ НЕЗНАЙКИ Цель: упражняться в подборе слов по смыслу, исправлении речевых ошибок, умении контролировать чужую речь. Незнайка произносит высказывания, в которых содержатся лексические или грамматические ошибки. Ребенок должен заметить и исправить ошибку. Например: —Я весь босой. —Я укладил (уложил) мишку спать. —Я заключаю (закрываю) дверь. —Это я проснул (разбудил) Буратино. —Ребята, идите шепотом (медленно). КОЛЕЧКО Цель: учить понимать невербальные сигналы, развивать внимание. Материал: колечко. Дети сидят, сложив руки лодочкой, у водящего в руках колечко. Он подходит к каждому и как будто вкладывает колечко в руки. При этом он неторопливо рассказывает любой стишок. Когда водящий всех детей обойдет, он должен сказать: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот, у кого колечко, должен быстро встать и отбежать от своего места. Все дети внимательно следят за действиями водящего и после его конечных слов должны удержать обладателя колечка. Если ребенку с колечком удается выбежать, он становится водящим. ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРКАЛО Дети стоят в кругу или сидят на стульчиках.
Водящий подходит к одному из ребят и говорит: Ну-ка, зеркальце, смотри! Все нам верно повтори! Встану я перед тобой, Водящий произносит любую фразу, сопровождая
ее какими-либо движениями. Тот, к кому он обратился, должен точно повторить и
фразу, и движение. Если ребенок допустил ошибку, он выбывает из игры. Новым
водящим становится тот, кто все выполнит без ошибок. Педагог следит за
правильностью дыхательных пауз и фразовой речи детей. БАБУШКА МАЛАНЬЯ (Русская народная игра) Цель: выполнять движения на слова песни Все образуют хоровод, ведущий встает в середину, играющие поют: У Маланьи у старушки Жили в маленькой избушке Семь сыновей, Все без бровей, С такими ушами, С такими глазами, С такой головой, С такой бородой. Пение сопровождается выразительными движениями: играющие показывают, какие были уши (разводят руки в стороны), какие глаза (приставляют к лицу большой и указательный пальцы, согнутые в колечко), какая голова (смыкают руки над головой, образуя полукруг), какая борода (движения рук от подбородка вниз с наклоном туловища). Ничего не ели, На нее глядели, Делали вот так. Дети присаживаются на корточки, руки согнуты и подпирают подбородок. Ведущий в кругу показывает какое-нибудь движение, а все ему подражают. Затем в центр круга становится кто-нибудь другой, и игра повторяется. ГДЕ МЫ БЫЛИ, МЫ НЕ СКАЖЕМ Цель: активизировать глагольную лексику, соотносить слово с действием, которое оно обозначает. Водящий отходит в сторону, а дети договариваются, какую деятельность они будут изображать. На вопросы водящего «Где вы были? Что вы делали?» дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» и показывают различные движения (стирка белья, рисование и др.). Водящий должен по движениям правильно назвать действие, употребляя форму глагола второго лица множественного числа. Например: «Вы пилите дрова». При правильном ответе дети убегают, а водящий их догоняет. Пойманный становится водящим. (Эта игра доступна не всем детям младшего дошкольного возраста. Она более популярна у старших дошкольников.) КТО БОЛЬШЕ ДЕЙСТВИЙ НАЗОВЕТ Цель: подбирать глаголы, обозначающие действия. Детям задают вопросы, требующие использования при ответе глаголов. Например: что можно делать с цветами? — рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать; что делает дворник? — подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком; что можно делать с мячом? — играть, бросать, ловить. За каждый правильный ответ выдается цветная ленточка. В конце игры подводят итог: побеждает тот, кто наберет ленточки всех расцветок. КТО БОЛЬШЕ ДЕЙСТВИЙ НАЗОВЕТ Цель: подбирать глаголы, обозначающие действия. Детям задают вопросы, требующие использования при ответе глаголов. Например: что можно делать с цветами? — рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать; что делает дворник? — подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком; что можно делать с мячом? — играть, бросать, ловить. За каждый правильный ответ выдается цветная ленточка. В конце игры подводят итог: побеждает тот, кто наберет ленточки всех расцветок. КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ? Цель: выделять на слух слова, противоположные по смыслу (антонимы). Взрослый спрашивает, какие пословицы знают дети. Предлагает послушать пословицы, которые он знает, и найти в них слова с противоположным значением («Сейчас мы посмотрим, кто из вас внимательный и быстро найдет противоположные по смыслу слова»). Примерный набор пословиц: Готовь сани летом, а телегу зимой. Труд кормит, а лень портит. Глазами плачет, а сердцем смеется. Слушай больше, говори меньше. Умел начать, умей окончить. Родная сторона—мать, а чужая — мачеха. Незнайка лежит, а знайка далеко бежит. Хлеб — батюшка, вода — матушка. НАЙДИ ДРУГОЕ СЛОВО Цель: точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы. Взрослый рассказывает: — Папа стал делать детям качели. Миша принес ему веревку. Папа сказал: «Нет, эта веревка не годится, она оборвется». Папа взял другую веревку: «А вот эта ни за что не оборвется». Какую веревку взял папа? Как можно про нее сказать? — Послушайте два предложения: Вова рос крепким мальчиком; Он почувствовал под ногами крепкий лед. — Что означает слово крепкий? Как можно сказать эти предложения по-другому? — Придумайте сами предложение со словом крепкий. Аналогичные задания даются на следующие предложения: Мальчик дрожит от холода; Зайчишка дрожит от страха. Дети встают в круг. Взрослый кидает ребенку мяч и называет слово. Ребенок должен вернуть ему мяч, сказав слово, противоположное по смыслу. Сначала называются прилагательные, затем — глаголы. Слова: длинный, глубокий, мягкий, легкий, свежий, тонкий, густой, сильный, говорить, смешить, разрешить, падать, смеяться, зажечь, помогать. КИОСК ОТКРЫТОК Цель: соотносить наименования действий с названиями спортивных специальностей. Материал: открытки с изображениями спортсменов (хоккеисты, футболисты, бегуны, прыгуны, пловцы, борцы, лучники, наездники и др.), игрушечный медвежонок. Взрослый говорит: «У медвежонка сегодня день рождения. Вы можете поздравить его и сделать ему подарки. Медвежонок собирает открытки. Вот у нас киоск открыток. Вы можете купить любую открытку. Надо только правильно назвать, кто на ней изображен и что он делает. Кто хочет поздравить мишку? Иди сюда, Света. Какую открытку ты выбрала? Кто на ней изображен? Что он делает? Пожалуйста, вот твоя покупка. Поздравляй медвежонка». После того как все открытки будут куплены и подарены медвежонку, взрослый вместе с медвежонком загадывает детям загадки, изображая движения, характерные для представителей того или иного вида спорта. Дети отгадывают: «Бегун... пловец...» и т. д. В процессе игры возникает словотворчество. Взрослый при необходимости подсказывает начало слова или все слово. ГДЕ Я БЫЛ? Цель: образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленных существительных. Предлагаем детям отгадать, где мы были. Говорим, что видели медуз, морских коньков, акул. Спрашиваем: — Где я была? (На море.) Предлагаем: — А теперь вы загадайте мне загадки. Расскажите, кого вы видели. Только надо называть тех, кого вы видели много, например, много волков или много бабочек. Главное в этой игре — не отгадывание, а загадывание. Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки. Предлагаем вниманию детей 3—4 игрушки. Дети называют их. Затем сообщаем, что сейчас будем рассказывать об игрушке, не называя ее. Дети должны прослушать описание и сказать, что это за игрушка. Вначале следует указывать на 1—2 признака, постепенно их число увеличивают до трех-четырех. ДА И НЕТ Цель: развивать связную речь. Ведущий загадывает предмет (можно использовать предметные картинки). Дети должны отгадать, что задумано, при этом разрешается задавать ведущему только такие вопросы, на которые он сможет ответить "Да", "Нет". КТО ИНТЕРЕСНЕЕ ПРИДУМАЕТ Цель: учить детей составлять предложения по заданному глаголу. Оборудование. Флажки, значки. Описание игры. Педагог произносит одно слово (глагол), например, «учится». Дети придумывают с этим словом предложения, например: «Мой брат учится», «Ваня учится отлично», «Катя учится в школе». У кого самое интересное предложение, тот получает фишку, значок. Выигрывает тот, у кого больше фишек, значков. Примечание. За основу предложения можно взять не только глагол. Педагог может назвать любую часть речи (прилагательное, наречие и т.д.) в зависимости от цели занятия. КТО СУМЕЕТ ПОХВАЛИТЬ Цель: подбирать определения к существительным, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Взрослый объясняет условия игры: «Буратино принес нам много разных картинок. Я вам буду их показывать, а вы — хвалить то, что нарисовано. Например, я покажу картинку, на которой нарисовано яблоко. Можно так похвалить яблоко: яблоко вкусное или: яблоко румяное. А хлеб как можно похвалить? (Хлеб мягкий.) Правильно, а тому, кто похвалит лучше всех, Буратино подарит картинку». Лексический материал: собака, молоко, пальто, мама, дом, конфета, чай, лиса, заяц, мальчик и др. Примерные ответы: собака умная, молоко вкусное, пальто красивое, мама добрая, дом высокий, конфета сладкая, чай горячий, лиса рыжая, заяц серенький, мальчик трудолюбивый и т. п. НА ВЫСТАВКЕ Цель: давать описание картины, используя образные слова и выражения. Взрослый размещает на мольберте или в групповой комнате детские рисунки (желательно тематически подобранные) и организует выставку. Назначает экскурсовода, который проводит экскурсию по выставке. Экскурсовод должен красиво описать картины, дать им названия. Если ребенок в чем-то затрудняется, дети ему помогают. Воспитатель регулирует частоту смены экскурсоводов. В конце игры выбирается лучший экскурсовод. ФОТОГРАФИЯ ОЖИЛА Цель: развивать воображение, умение использовать в описании точные по смыслу слова и образные выражения. Предлагаем малышу живописную фотографию природы. Пусть малыш дотронется до нее своей волшебной палочкой и «оживит»: какие звуки там скрыты (шелест травы, плеск бегущего ручейка, голоса детей, гудок парохода и т. д.); запахи (запах зелени, цветов, воды, запах свежеиспеченного хлеба, запах тины и т. д.); пусть малыш представит, что он прикасается к предметам, к животным, если они есть на фотографии, и расскажет нам, что он чувствует, прикасаясь к ним: прохладу (камня, воды и т. д.), тепло (песка, воды), шершавость (коры, кирпича) и т. д. Не забудьте после игры выйти из фотографии и «закрыть» ее волшебной палочкой... НАРИСУЕМ КАРТИНУ СЛОВАМИ Цель: развивать воображение, умение использовать в описании точные по смыслу слова и образные выражения. Взрослый обращается к детям: «Хотите стать необыкновенными художниками, которые рисуют не красками и карандашами, а словами? Тогда приготовьтесь рисовать. Я прочту вам нежное стихотворение о зиме, а вы закройте глаза и попробуйте представить, о чем я буду читать. Потом расскажите, какая картина у вас получилась. Но рассказывать надо так, чтобы все смогли мысленно увидеть вашу картину». Затем дети могут нарисовать красками иллюстрацию к своим рассказам. НЕОБЫЧНАЯ ИСТОРИЯ Цель: развитие связной речи. У играющих по одной предметной картинке. Каждый должен придумать предложение по своей картинке, так чтобы оно было продолжением предыдущего. ПРИДУМАЙ СКАЗКУ Цель: самостоятельно подбирать выразительные средства для составления сказки или рассказа на заданную тему. Сочинить сказку «Что снится деревьям зимой» можно предложить детям после того, как они рассмотрят картинку с зимним пейзажем, услышат стихотворение или рассказ о первом месяце зимы. Сочиненные детьми сказки можно оформить в маленькие книжечки, в которых дети могут самостоятельно или с помощью родителей нарисовать иллюстрации. Я НАЧНУ, А ВЫ ПРОДОЛЖИТЕ (По рассказу Н. Носова «На горке») Подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения. Взрослый составляет незаконченные предложения. Ребенок должен закончить предложение, использовав образные обороты речи. Был ясный морозный день, снег на солнце ... (сверкал, искрился, переливался, блестел). Миша сел на санки и помчался с горы ... (пулей, вихрем, стрелой, так что дух захватывало, молнией). Санки перевернулись, и мальчик ... (шлепнулся, плюхнулся, полетел кубарем, полетел вверх тормашками, бухнулся в снег). Коле очень захотелось, чтобы горка получилась. Он трудился ... (не покладая рук, без устали, в поте лица). СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ Цель: осваивать переносное значение слов и словосочетаний, подбирать к ним близкие по смыслу слова. Взрослый говорит устойчивое словосочетание. Выясняет, как ребенок понимает его смысл. Предлагает передать этот смысл другими словами. Например: — Что значит «растет не по дням, а по часам»? Как сказать по-другому? Подберите слова, близкие по смыслу этому выражению. Подберите слова, противоположные по смыслу этому выражению. Можно использовать такие фразеологизмы: как снег на голову; ахнуть не успел; летит как угорелый; зарубить на носу; надуть губы. ОШИБКА Цель: знакомиться с образными выражениями, находить смысловые неточности, ошибки. Детям говорят, что Незнайка, который теперь ходит в Школу веселых человечков, написал им в письме, что научился составлять предложения. Читают предложения, которые придумал Незнайка, задают вопросы: —«Маша целыми днями не покладая рук лежала в постели». Почему вы смеетесь? Незнайка ошибся? Как же нужно было сказать? — «Когда Оля увидела, какой подарок ей принесли, она от радости даже губы надула». Где ошибка? Как сказать правильно? — «Ах, лев, вы такой смелый! У вас такая заячья душа!» Как нужно сказать? — «Старичок с палочкой помчался по дорожке, а Саша побрел в песочницу». Все ли здесь правильно? Как нужно сказать? ИГРАЕМ СО СКАЗКОЙ Цель: развивать творческие способности (умение придумывать несколько вариантов окончания сказки, использовать разнообразные языковые средства). Для этой игры можно использовать сказки Джанни Родари из цикла «Сказки, у которых 3 конца»: «Волшебный барабан», «Большая морковка», «Дудочник и автомобиль», «Хитрый Буратино». Познакомив детей со сказкой, взрослый обращает их внимание на то, что сказка не окончена, но писатель придумал три разных финала, для того чтобы дети смогли поиграть с этой сказкой. Предлагает послушать три варианта концовки и выбрать тот, который больше понравится, или придумать свою концовку и нарисовать к ней рисунки. Можно предложить детям придумать веселую, печальную или поучительную концовку. Завершить игру можно выставкой рисунков и детским рассказыванием. | |||
Категория: Консультации | Добавил: Irinagreen (10.04.2012) | |||
Просмотров: 2780 |
Всего комментариев: 0 | |