ЗВУКОВАЯ
СТОРОНА РЕЧИ
К шести годам
звукопроизношение у детей вполне нормализовалось, и работа идет по улучшению
дикции, то есть умения правильно пользоваться звуками в потоке речи. Дети не
затрудняются в произнесении слов любой структуры, применяя многосложные слова в
предложениях. Конечно, совсем новое слово может вызвать затруднение в
произнесении, требуется выбрать более медленный темп речи, произнесение по
слогам, чтобы трудное слово воспринялось и запомнилось правильно. Очень важно
именно первый раз безошибочно произнести новое слово, а затем закрепить его в
разных предложениях.
| 
| Шестилетние
дети четко различают на слух все звуки родного языка, в том числе и близкие по
своим акустическим характеристикам: глухие и звонкие, твердые и мягкие.
Неумение различать пары звуков по глухости-звонкости свидетельствует чаще всего
о недостатках физического слуха.
Получает свое
развитие способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова,
устанавливать последовательность звуков в том или ином слове, то есть
развиваются навыки звукового анализа слов. Надо отметить, что большая роль в
развитии этих навыков принадлежит взрослым, работающим с детьми в данном направлении.
Можно даже утверждать, что без участия взрослых эти очень нужные умения могут
совсем не сформироваться.
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
Словарь
дошкольников шести-семи лет достаточно велик и уже не поддается точному учету,
тем более существует большой разрыв в количественном отношении у детей с разным
речевым развитием: есть дети, обладающие богатейшим словарным запасом, очень
осведомленные в разных областях знаний, умеющие читать и поэтому развивающие
свой словарь самостоятельно, и, с другой стороны, среди поступающих в первый
класс встречаются дети, чей словарь очень беден и ограничивается бытовой
тематикой.
В словаре
будущих первоклассников имеются слова всех частей речи: в нем довольно много
числительных, которыми дети пользуются уже осмысленно, соотнося слово —
название числа с количеством предметов; пользуются шести-семилетние дети и
разными глагольными формами, в частности, причастиями и деепричастиями; появляются
и сложные предлоги из-за, из-под и другие.
К семи годам
дошкольники должны четко ориентироваться в родовых и видовых отношениях
предметов, правильно относить единичные предметы к той или иной группе
предметов, уметь давать определение предмета через родовое название и видовое
своеобразие (сахарница — это посуда, в которой находится сахар).
Дети хорошо
понимают и используют в речи антонимичные пары прилагательных, обозначающих
пространственные понятия (высокий — низкий, длинный — короткий), состояние
предметов (горячий — холодный), чувства человека (грустный — веселый), свойства
характера (добрый — злой). Им не составляет труда подбирать слова с противоположным
значением и к наречиям, выражающим пространственные и временные понятия (рано
— поздно, здесь — там, раньше — позже, слева — справа и другие).
Начинают
шестилетние дети осмысливать и понимать слова с переносным значением (время
ползет, потерять голову), не воспринимать их буквально, как было на ранних
этапах развития речи.
Если с детьми
начали целенаправленную подготовку к школе, в их активном словаре появляются
первые научные термины: звук, буква, предложение, цифра. Взрослым надо учить детей
точно употреблять данные термины, чтобы в школе ребенку было легче ими
оперировать. На первых порах очень трудно развести понятия звук и буква, и,
если уж вы вводите эти термины в работу, то старайтесь и сами их употреблять
правильно, и следите, чтобы это делал и ребенок.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ
СТРОЙ
А. Н. Гвоздев
отмечает: «Достигаемый к школьному возрасту уровень овладения родным языком
является очень высоким. В это время ребенок уже в такой мере овладевает всей
сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие в русском языке
закономерности синтаксического и морфологического порядка, а также твердое и
безошибочное использование множества стоящих особняком единичных явлений, что
усваиваемый русский язык становится для него действительно родным. И ребенок
получает в нем совершенное орудие общения и мышления».
Практической
грамматикой дошкольники уже овладели, ошибки могут оставаться в употреблении
форм, являющихся исключениями: некоторые глагольные формы спряжений (ехать —
ехают); несклоняемые существительные (в пальте); некоторые формы падежей, где
много вариантов окончаний (много бабочков), и другие речевые ошибки,
характерные не только для дошкольников, но встречающиеся и в речи взрослых
людей, так как являются объективно трудными для усвоения формами.
На уровне
предложения дети также вышли на этап использования основных типов, включая
сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные сложные предложения. В состав
простых предложений включаются причастные и деепричастные обороты, вводные слова.
Обогащение синтаксиса связано с овладением пересказом: дети усваивают фразы и
обороты из тех текстов, которые воспринимают, а затем воспроизводят, так что
здесь очень велика роль речевого образца. Это нужно учитывать при подборе
текстов для чтения детям: не обязательно выбирать рассказы и сказки с
упрощенным синтаксисом, пусть ваши дети слышат и достаточно сложные по
конструкции фразы, они им пригодятся позже.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
Главный фактор
развития связной речи — наличие заинтересованного слушателя, и этим
доброжелательным, внимательным, сосредоточенным слушателем должны стать,
конечно, вы, уважаемые родители маленького оратора. Вовремя, вставить
какую-нибудь реплику, подбодрить, помочь в выборе удачного оборота речи, да
так, чтобы малыш не заметил, что вы его как-то поправили, — вот далеко не
полный перечень средств, которыми вы располагаете в процессе становления у
вашего ребенка связной речи.
3. М. Истомина в своем
исследовании, посвященном изучению влияния словесного образца и наглядного
материала на развитие речи детей-дошкольников, приходит к заключению, что
словесный образец оказывает решающее влияние на формирование связных форм речи
и на изживание в ней ситуативных моментов; вместе с тем она указывает, что
опора на наглядный образец усиливает ситуативные моменты в речи детей, снижает
элементы связности. Следовательно, при формировании связной речи больше нужно
использовать речевые образцы и не ограничиваться только рассматриванием
картинок и составлением рассказов по ним. Самые доступные речевые образцы — это
собственные рассказы родителей. Дети обожают слушать о том, какие они были в
младенчестве и раннем детстве, какие игрушки любили, как и когда начали
говорить. Расскажите им и о своем детстве, о ваших игрушках и увлечениях. И,
конечно, главный источник прекрасных речевых образцов — это художественная
литература. Дети, имеющие богатый опыт слушания книг, обязательно имеют и
хорошо развитую связную речь. Ничто не заменит ребенку книги: ни передача по
телевизору, ни новейшие электронные игры, ни даже полноценное речевое общение
на разговорно-бытовом уровне. Лозунг «Любите книгу — источник знаний» в наше
время опять должен быть поднят и услышан всеми, настолько существование наших
детей за последние десять лет практически без детских книг сказывается на их
умственном развитии и на развитии связной речи в частности. |